Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages
Главная > Новости > Ностальгия по сцене СССР
Новости

07:22, 22 января 2020г.

Ностальгия по сцене СССР

Вспоминают ветераны худсамодеятельности

13 декабря 2019 года в Перовском ДК состоялся праздничный концерт, посвящённый 100-летию художественной самодеятельности Москвы. Современную московскую художественную самодеятельность знают за пределами столицы. А какой она была в эпоху СССР? Чем отличалась от нынешней? На эти вопросы ответили ветераны сцены.

Ностальгия по сцене СССР

ГАЛИНА СЕРГЕЕВНА ЧЕРНЯВСКАЯ (СИНЯКОВА)

Галина Чернявская пришла в художественную самодеятельность в 1955 году ещё в школе № 384 (ныне № 101). Актриса «Народного театра», сыгравшая в 24 спектаклях до закрытия театра в 1997 году. На сцене – 42 года.

«Любовь Яровая»
В спектакле «Любовь Яровая». В спектакле «Разгром» (Борис Ильенко и Галина Чернявская)

 

Ностальгия по сцене СССР
Галина Чернявская и Александр Марков в любительской постановке в ЦСО (2011 год)

Однако и сейчас у Галины Сергеевны осталась тяга к художественной самодеятельности. В МО МГО ВОГ «Алексеевский», к которому она прикреплена, она иногда выступает со сценками.

ЧЕРНЯВСКАЯ: Что было раньше и сейчас – большая разница! Раньше у нас был «Народный театр». Это звание нашему коллективу присвоили в 1969 году. У нас был замечательный коллектив! На протяжении всего периода существования театра у нас было семь слышащих режиссёров с театральным образованием. Все опытные. Они работали с нами вместе с переводчиками ЖЯ. Подбирали для нас произведения и для каждого из нас роли. Ставили большие спектакли. Репетиции шли три раза в неделю. Костюмы и парики брали напрокат. Приглашали профессиональных гримёров. Много ездили на гастроли. Сейчас Народного театра нет… Спектаклей нет. Сейчас всё не то. Раньше было лучше!

Ностальгия по сцене СССР

ГАЛИНА ВЛАДИМИРОВНА КОРЧАГИНА (ВЛАСОВА)

Судьба Галины Корчагиной связана со сценой с 1958 года – с первого школьного спектакля «Красный галстук», где Галя играла мальчика. С тех пор сцена не отпускает её. Первой серьёзной постановкой в ДК «ЗИЛ» был спектакль «Барба» в ДК «ЗИЛ» в 1960 году.

Ностальгия по сцене СССР

В то время ДК «ЗИЛ» был известным местом притяжения культуры для глухих. Туда съезжалась вся Москва по пригласительным билетам. Эти скромные приглашения на многочисленные культурные мероприятия помнит старшее поколение. Многие хранят их как воспоминание о своей советской молодости. В отличие от нынешнего времени вход везде и всегда был бесплатным.

Ностальгия по сцене СССР
Сценка из спектакля «Укрощение строптивой» (60-ые годы)

Итак, началом сценической деятельности Галины Владимировны считается 1958 год. А конец? Конца нет, потому что Корчагина играет до сих пор. Последняя постановка была по рассказу Бунина «Тёмные аллеи». По подсчётам выходит 60 лет служения сцене.

Ностальгия по сцене СССР
Галина Корчагина: 2006 г.
Ностальгия по сцене СССР
2010г.
Ностальгия по сцене СССР
2014г.

Корчагина успешно играет в различных жанрах: сценки, чтение стихов, клоунада, концертные выступления, и во всех номерах она органична.

КОРЧАГИНА: Я 30 лет проработала лакировщицей в артели «Победа» и параллельно много участвовала в художественной самодеятельности. Игралось легко. Часто гастролировали, побывали в половине Советского Союза!

Ностальгия по сцене СССР

ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА ПОМАЗКОВА
Людмила Николаевна Помазкова на сцене уже 58 лет, начиная с 1962 года в ДК «ЗИЛ».

Ностальгия по сцене СССР
Спектакль «Барба». Слева направо: Вера Ташкевич, Людмила Помазкова, Спартак Колпаков

Причём первая роль 20-летней девушке досталась в спектакле «Барба» в образе старой женщины. Помазкова расстроилась, что ей такую роль дали, но сыграла её блестяще!

Ностальгия по сцене СССР  Ностальгия по сцене СССРНостальгия по сцене СССР  Ностальгия по сцене СССР

С тех пор ею были сыграны самые разные роли, большей частью – комедийные.

Ностальгия по сцене СССР

Несмотря на свой возраст, она не боится быть смешной и считается одной из лучших клоунесс Москвы. На этом фото Помазкова в клоунском дуэте с Корчагиной. Людмила Николаевна не только играет, но и является руководителем кружка малых форм «Образ» (ГМКЦ «Интеграция»).

ПОМАЗКОВА: Раньше финансов на художественную самодеятельность было больше. Профсоюзы хорошо оплачивали всё. Декорации и костюмы были шикарными. Мы гастролировали по дальним городам Союза. А сейчас выезжаем лишь в ближнее Подмосковье. Весь реквизит раньше таскали грузчики, а мы ходили только со своими сумочками. А сейчас всё на себе тащим и обливаемся потом! Режиссёры у нас были все с театральным образованием. У нас ещё был Народный театр, в котором мы тоже выступали.

Ностальгия по сцене СССР

 ЕКАТЕРИНА ВИКТОРОВНА СТОРОЖЕВА (КАЗАКОВА)

Екатерина Сторожева славится исполнением песен, частушек и рассказов на жестовом языке. В первый раз она спела на ЖЯ в 1972 году, песня называлась «Золушка». С тех пор прошло 47 лет – с многолетним перерывом на рождение и воспитание детей.

Ностальгия по сцене СССР
Люди старшего поколения помнят исполнение Екатериной Викторовной песни «Алёша». (1982 год)

Ностальгия по сцене СССР  Ностальгия по сцене СССР

Сторожева – обладательница Гран-при за лучший жестовый рассказ о «великом и могучем» русском жестовом языке (2017 год). Второе фото: на вечере, посвящённом 100-летию ВЛКСМ (2018 год).

Ностальгия по сцене СССР
Дуэт Екатерина Сторожева — Виктор Ковальчук, песня «Всю неделю с милым врозь» (2019)

СТОРОЖЕВА: Что было во время СССР в культуре глухих, а сейчас нет? Я вам скажу: нет теперь агитбригад и вокально-инструментальных ансамблей! Агитационные бригады – так назывались коллективы, которые ездили по стройкам, предприятиям с концертами. Почему назывались «агитационные»? Потому что положено было агитировать, что СССР лучшая страна, которая строит коммунизм. В ВОГе тоже были агитбригады.

Ностальгия по сцене СССР

В 1982 году проходил Всероссийский конкурс агитбригад на тему «Семья. Любовь». На фото выступают Екатерина Сторожева и её муж Валерий. На заднем плане – вокально-инструментальный ансамбль «Голос ритма».

Ностальгия по сцене СССР

ВИА «Голос ритма» был уникален: слабослышащие и глухие играли на музыкальных инструментах вживую, без фонограммы, сопровождая музыкой жестовые песни. На фото можно увидеть Николая Чаушьяна, нынешнего вице-президента ВОГ.

СТОРОЖЕВА: Сейчас ни агитбригад, ни ВИА… В советское время коллектив художественной самодеятельности выезжал в составе 30-40 человек на гастроли в Ленинград, Челябинск, Узбекистан, Грузию и другие регионы Союза. А сейчас в России почти нет гастролей. На Всероссийские фестивали выезжают только участники, занявшие призовые места на Московском фестивале в количестве 10-12 человек.

Раньше почему-то все режиссёры были слышащие, и они работали с нами с помощью переводчиков жестового языка. Они давали нам готовый репертуар к каждой красной дате. А сейчас режиссёры – глухие и слабослышащие: Елена Митрофанова, Евгений Еровенков, Людмила Помазкова, Анастасия Вольнова. Со слышащими в то время работалось хорошо. С глухими сейчас легче работать. Материалы для выступления ищем сами – интернет в этом хорошо помогает.

Художественная самодеятельность в СССР и сейчас – каждая по-своему хороша! Упрекнуть не могу ни в чём. Много лет участвую для души. Хочется быть в гуще людей и для общения, поездить, посмотреть…

Ностальгия по сцене СССР

ГАЛИНА СЕМЁНОВНА БОРОВСКАЯ

Первым стихотворением, прочитанным Галиной Боровской в Доме культуры на улице Хмелёва в 1973 году, было пушкинское «Во глубине сибирских руд…».

Ностальгия по сцене СССР  Ностальгия по сцене СССРНостальгия по сцене СССР

Ностальгия по сцене СССР

Боровская начинала с декламации стихов, но в течение 46 лет освоила и жестовое пение, и участие в сценках. Кстати, Галина Семёновна – единственная абсолютно глухая, кто поёт на ЖЯ, причём умудряется не сбиваться и в быстром темпе, как например, в цыганских песнях с плясками. Этот талант в ней нашли и развили переводчица ЖЯ Маргарита Фрадкина, и художественный руководитель Елена Митрофанова.

БОРОВСКАЯ: И тогда, и сейчас много выступаю, езжу на гастроли. Всё хорошо!

Ностальгия по сцене СССР

ВЯЧЕСЛАВ ВАСИЛЬЕВИЧ ВОРОНИН

Вячеслав Воронин – разноплановый актёр, начинал с бальных танцев в школе. На большую любительскую сцену вышел в 1978 году и продолжает до сих пор. 41 год прошёл!

Ностальгия по сцене СССР  Ностальгия по сцене СССР

Пожалуй, самым счастливым временем для артиста Воронина было участие в легендарном мим-коллективе «Зеркало», а также соло-выступления в 90-ые годы.

Ностальгия по сцене СССР  Ностальгия по сцене СССР

Ностальгия по сцене СССР  Ностальгия по сцене СССР

До сих пор блестяще исполняет комические и пародийные роли. В последние годы стал и танцевать.

ВОРОНИН: Во времена СССР было лучше. В ДК на «Первомайской» было всё: много комнат для репетиций и можно было договориться в разные дни и часы занять сцену, и костюмы рядом были. Когда приезжал на «Первомайскую», было чувство, что я дома. А сейчас что? С 2006 года репетирую в культурном центре «Интеграция». Здесь тесно. Один зал, одна сцена… А нас много: танцы, сценки, стихи, пантомима, клоунада… А сцена одна, маленькая… Вот и репетируем по углам. Уже привык, но тесно тут!

Ностальгия по сцене СССР

ЛЮБОВЬ ПАНТЕЛЕЕВНА БОЧКОВА (БАЛАНОВСКАЯ)

Благодаря стараниям Любови Пантелеевны Бочковой после развала СССР в Москве сохранилась художественная самодеятельность.

Ностальгия по сцене СССР  Ностальгия по сцене СССР

Во время учёбы в ставропольской школе увлеклась танцами. Позднее студенткой ЛВЦ продолжала танцевать.

Ностальгия по сцене СССР  Ностальгия по сцене СССР

В годы перестройки Бочкова была художественным руководителем ДК у станции метро «Первомайская». Когда артисты потеряли возможность заниматься в ДК «ЗИЛ», Любовь Пантелеевна всех позвала в ДК «на Первомайскую» и всегда старалась создать для них максимально удобные условия. А это было не просто, так как в том же здании помимо ДК находился и Театр мимики и жеста.

Ностальгия по сцене СССР

Ныне Любовь Пантелеевна ведёт кружок «Кругозор» в «Интеграции» на Саянской улице. За годы своей полувековой верности сцене она удостоена высоких званий «Заслуженный работник культуры РФ» и «Почётный член ВОГ».

БОЧКОВА: Сейчас вся московская самодеятельность в руках Елены Митрофановой. Отметили 100-летие художественной самодеятельности. Наша любительская сцена ещё жива, хотя средств и возможностей, как раньше в СССР, нет.

При СССР в Москве было несколько Домов культуры, где обретались глухие артисты-любители: воговский ЦДК, ДК ЗИЛ, ДК АЗЛК и др. Сейчас ни одного.

Часть артистов, благодаря Елене Митрофановой, репетирует на Саянской улице в культурном центре «Интеграция» и только один раз в неделю.

При подготовке к участию в городских фестивалях некоторые участники готовятся в школах и в своих местных отделениях МГО ВОГ. Например, коллектив «Сударушки» — в ЦСО «Свиблово». И при этом москвичи умудряются занимать призовые места на всероссийских фестивалях.

С костюмами тоже нелегко. Время от времени помогает МГО ВОГ, финансируя изготовление нарядов, часть шьют и покупают сами участники.

Жаль, что МГО ВОГ и администрация ТМЖ не нашли общий язык в том, чтобы вернуть любительскую сцену глухих в здание «на Первомайской». Здание-то изначально строилось именно для ДК. И странно, что художественная самодеятельность глухих москвичей осталась без своего угла.

Художественная самодеятельность, несущая культуру в массы — прекрасное средство долголетия и эликсир молодости не только для артистов, но и для зрителей!


Базоева АлександраТекст: Александра Базоева
160